МБОУ гимназия «Интеллект»
г.Ессентуки, Ставропольский край
  • Результаты анкетного опроса

    В 2025 году проведен анкетный опрос среди обучающихся образовательных организаций Ставропольского края на предмет выявления признаков травли и буллинга.
    Результаты анкетного опроса.

    Анкетирование носило добровольный и анонимный характер.

    Анкетный опрос состоял из 12 вопросов закрытого и полузакрытого типов, а также буферных вопросов. В анкетировании приняли участие 25 923 респондента, в том 14 623 – представители женского пола (56,41%), 11 300 – представители мужского пола (43,59%).

    По результатам исследования 17 496 респондентов (67,49%) знают и понимают, что представляет собой травля и буллинг, 6 884 (26,56%) ответили, что скорее понимают значение данного явления, чем нет. Остальные респонденты сомневаются в собственных представлениях о травле и буллинге или не понимают содержание указанных понятий.

    Под буллингом (травлей) 24 446 респондентов (94,30%) понимают ситуацию, при которой один человек или группа людей систематически издеваются над другим человеком, причиняя ему вред. Большинство респондентов основными действиями буллинга (травли) считают оскорбления, обзывания, унижения, физическое и психологическое насилие, кибербуллинг, игнорирование, исключение из группы и др. Данный результат свидетельствует о том, что обучающиеся в целом имеют представление о буллинге (травле).

    Из опрошенных 3 638 человек (14,03%) открыто ответили, что являлись жертвой буллинга, 4 964 (19,15%) – являлись свидетелями травли. При этом в рамках буферного вопроса «Какие формы буллинга Вы видели, если стали свидетелем буллинга?» 10 055 опрошенных (38,79%) наблюдали вербальный буллинг, 4 673 (18,03%) – физический, 4 212 (16,25%) – социальный, 2 890  (11,15%) – кибербуллинг, 2 181 (8,41%) – сексуальный, 1 109 (4,28%) – экономический.

    По результатам анализа вопроса «Какие формы буллинга Вы испытывали, если стали жертвой буллинга?» 5 991 опрошенных (23,11%) подвергались вербальному буллингу, 550 (2,12%) – физическому, 1 716 (6,62%) – социальному, 1 068 (4,12%) – кибербуллингу, 354 (1,36%) – сексуальному, 85 (0,32%) – экономическому.

    Указанные результаты демонстрируют, что не менее 2 353 опрошенных и не менее 5 091 респондента по каким-либо причинам не отнесли себя к группе жертвы буллинга (травли) и свидетеля данного явления.

    По мнению опрошенных, 15 448 (9,07%) считают инициаторами буллинга обучающихся, 2 084 (8,03%) – посторонних лиц, не относящихся к образовательному процессу, 1 999 (7,71%) – педагогических работников, 685 (2,64%) – других сотрудников образовательной организации (охранников, уборщиков и др.), 457 (1,76%) – родителей других обучающихся, 355 (1,37%)– собственных родителей.

    Основными причинами буллинга (травли) респонденты считают желание возвыситься над другими, показать свою силу, зависть к успехам, внешности или материальному положению другого человека, недостаток внимания и любви со стороны родителей, проблемы в семье, скука и отсутствие других способов развлечься, влияние группы, желание быть принятым, недостаток воспитания и уважения к другим людям.

    На вопрос «Обращались ли Вы за помощью, если становились жертвой или свидетелем буллинга?» 5 623 опрошенных (21,69%) ответили, что обращались, 11 682 (45,06%) не обращались, 8 618 (33,24%) – затруднились ответить.

    По мнению респондентов для решения проблемы травли (буллинга) целесообразно обучать педагогов методам предотвращения и реагирования на буллинг, повысить осведомленность родителей о проблеме буллинга, организовать больше внеклассных мероприятий и кружков, чтобы учащиеся могли найти общие интересы, создать атмосферу уважения и толерантности в образовательной организации, а также при проведении мероприятий по урегулированию конфликтов исключить необъективный подход к анализу ситуации конфликта.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике